Это только кажется, что время не щадит ничего, что когда-то создавало целые эпохи и считалось признаком утонченного вкуса. Показательной в этом плане может считаться история хрустальной люстры. Изначально роскошная деталь интерьера, в результате развития дешевого массового производства превратилась в безликую штамповку и стала синонимом безвкусицы. Но, как известно, “время не властно над истинными ценностями”, и сегодня уже ничто не посягает на высокий статус хрустальных люстр – обязательного элемента классического интерьера.
Первые хрустальные люстры — детище раннего Возрождения, эпохи бурного развития строительных технологий и совершенствования архитектурного искусства, положивших начало возведению очень просторных сооружений, для освещения которых требовалось много света. В этих условиях появление идеи использовать стекло для усиления освещения было лишь вопросом времени.
Люстры из лепного стекла стали изготавливать в 14-м веке в Венеции, на острове Мурано, известном своими стеклодувными мастерскими. Стеклянные элементы люстр, отражая пламя свечей, усиливали осветительный эффект. А из-за того, что лепное стекло в те времена не обрабатывалось, создаваемое горением свечей мерцание было расплывчатым и от того загадочным. К тому же это было просто красиво благодаря возникающей иллюзии движения света. Новые люстры быстро завоевали популярность, поселившись в королевских дворцах и домах знати.
Но настоящий прорыв в стеклянном ремесле произошел в 17-м веке благодаря мастерам из Богемии, которые изобрели хрусталь — чистое, невероятно прозрачное стекло с примесью окиси свинца. Английские стекольщики усовершенствовали изобретение коллег по цеху: научились изготавливать прочное, чистое — без желтизны — стекло, издающее, к тому же, тонкий перезвон.
В России хрустальные люстры появились в 18 веке. Вплоть до конца 80-х годов популярностью пользовались бра в форме лиры (т. н. “елизаветинские” люстры), главным украшением которых были плоские хрустальные плакетки в форме ромбов, дубовых листьев и др. При этом плакетки крепились таким образом, чтобы, раскачиваясь от дуновения воздуха, издавать тонкие звуки и красиво переливаться на свету.
Одно из таких бра по модели известного архитектора Карла Росси удалось воссоздать мастерам компании “Бахметевъ”*, занимающейся реконструкцией уникальных изделий хрустальных заводов Российской Империи:
Специально для убранства Правых и Левых парадных сенцев музея-усадьбы “Останкино” были изготовлены два стенника на 3 свечи. Бахметевъ воссоздает эти предметы:
Однако своеобразие и национальный русский колорит в изготовлении хрустальных люстр проявились в эпоху классицизма. Русские мастера делали люстры, состоящие из вертикального штока, к которому горизонтально крепились бронзовые обручи. На сам шток надевалась стеклянная оболочка или несколько — так называемые вазики в форме шаров или балясин. К бронзовым обручам крепили металлические подсвечники, хрустальные гирлянды, чаши, конусы, всевозможные поддоны. И все это обрамлялось многочисленными подвесками, развешиваемыми разными способами, а также стеклянными пирамидками, шпилями и гранеными рожками из чистейшего прозрачного цветного хрусталя.
Так, до наших дней сохранились чертежи нескольких люстр из мастерской А. Шрейбера (19 век). И сегодня некоторые из них воссозданы мастерами компании “Бахметевъ”:
Люстра с медальонами на 12 свечей, цветной хрусталь:
А эта люстра в виде колокола, реконструированная в единичном экземпляре и пополнившая частную коллекцию, украшала некогда дворец известной русской балерины Матильды Кшесинской в Петербурге:
Со временем хрусталь, доступный поначалу лишь немногим, оказался “в плену” у капризной моды и проник почти в каждый дом – миллионами безликих пластмассово-стеклянных светильников. Что, впрочем, мало сказалось на “статусности” хрустальных люстр, изготовленных из высококачественного хрусталя и роскошных в своей богатой отделке. Ведь всё настоящее, как известно, всегда в цене.
“Бахметевъ” – торговая марка, которая объединяет несколько производств: хрустальное, ювелирное и литейное. Предприятие-“наследник” знаменитого Никольско-Бахметевского хрустального завода, основанного в 1764 году с разрешения императрицы Екатерины II в имении отставного военного Бахметева, в селе Никольско-Пестровка в Пензенской губернии. Это был первый частный завод в своей отрасли, который очень скоро стал одним из ведущих российских стекольных и хрустальных производств, выполняя единичные — заказы высшей дворянской знати и Церкви, а чуть позже — поставщиком императорского двора, получил разрешение изображать на своей продукции Государственный герб России. Хрустальные элементы люстр, как и другая стеклянная продукция, изготавливаемая на заводе, отличались характерной матовой гравировкой и алмазной гранью.
Контакты:
адрес: Москва, Денежный пер., д.8-10
Время работы: будни, с 11-00 до 19-00
Тел.: +7(499) 241-02-15, (499) 241-46-45
No related posts.