Как известно, смысл существования любого вида искусства заключается в воплощении чувств. И архитектура не исключение. Но архитектура – это не свободная форма искусства, у нее есть свое назначение: создавать пространство для жизнедеятельности.
Мы всегда хотим себе комфортабельное жилье. Для нас важно и место, где мы живем, отдыхаем, работаем согласно нашему мироощущению. Правда, по определенным причинам, советская архитектура не могла и не хотела давать людям того, что было необходимо. И только после развала СССР мы узнали, что маленькие хрущевки, панельные свечки и неудобные корабли далеко не предел мечтаний. Наша страна в тот момент лет на двадцать отставала от мировой строительной практики.
Сегодня мы можем без малейших проблем воплотить в реальность любые наши мечты о комфортабельном жилье. Сотни лет, с Вавилонской башни и до построек Нового Парижа, архитекторы искали новые стили. И сегодня в мире существует множество архитектурных стилей: романский, ренессанс, готика, романтизм, барроко, модерн, неоклассицизм, классицизм, бионика. Каждый из них имеет свои плюсы и минусы. В данной статье мы обсудим новое направление в архитектуре – бионика.
Зародилось это направление в самом начале ХХ века. Авторы учебников по архитектуре пишут, что бионика – наука, которая находится на границе между биологией и технологией и решающая задачи инженерии на основе анализа жизнедеятельности организмов. Антонио Гауди был первым, кто начал применять в строительстве природные формы. Именно его работы и дали толчок развитию бионического стиля. В 1921 году Рудольф Штайнер создал свой «Гетеанум», который еще больше популяризировал бионику.
До сегодняшнего для в этом стиле строятся не только отдельные дома, но и целые города. Огромные массивы подобных сооружений можно наблюдать в Шанхае, Нидерландах, Монреале, Японии. А с недавнего времени бионическая архитектура популяризируется и в России. Борис Левинзон спроектировал несколько зданий для Санкт-Петербурга.
Первое впечатление о бионических постройках – это то, что они выбиваются из всех законов геометрии. Стены похожи на живые мембраны: они пластичные и протяженные. Стены и окна выявляют силу сопротивления материалов против силы нагрузки, направленной сверху вниз. Форма стен меняется от вогнутой до выпуклой, из-за чего кажется, что здание дышит. Войдя в такое здание, вы чувствуете себя погруженным в мир прозрачного цвета, который открывает просвечивающиеся под слоем краски материалы. Создается впечатление, что именно это влияет на усиление или ослаблении функций пространства и здания.
Похожие статьи: